Интегрированные системы менеджмента
Интегрированная система менеджмента (ИСМ) представляет собой совокупность двух и более систем менеджмента, функционирующих как единое целое.
Внедрение в организации нескольких ИСМ способствует активному развитию и повышению уровня конкурентоспособности.
Интегрированная система менеджмента объединяет в себе преимущества каждой из входящих в ИСМ систем менеджмента. Наиболее распространенными составляющими ИСМ организации являются система менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001), система экологического менеджмента - ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001), система управления охраной труда - OHSAS 18001 (ГОСТ 12.0.230-2007), а также другие системы менеджмента.
Интегрированная система менеджмента обеспечивает согласованность и структурирование действий внутри организации.
Интегрирование систем менеджмента, которые отвечают требованиям одновременно нескольких международных стандартов, является перспективой для стабильного развития организации или предприятия.
Внедрение группы стандартов как интегрированной системы более экономично и эффективно по сравнению с независимым внедрением нескольких стандартов на системы менеджмента.
Модель интегрированной системы менеджмента может применяться на предприятиях практически любых отраслей и форм собственности. Это обусловлено, в первую очередь, межотраслевым характером стандартов, требования которых интегрированы.
Интегрирование систем менеджмента (качества, экологии, безопасности и социальной ответственности, безопасности продуктов питания и др.), отвечающих требованиям международных стандартов, следует рассматривать как предпосылку для устойчивого развития организации.
Главной задачей при создании интегрированной системы менеджмента предприятия является установление взаимосвязи между руководством и персоналом предприятия в рамках реализации стратегических целей предприятия.
Организационно-методическим фундаментом для создания интегрированных систем могут служить стандарты ИСО серии 9000. Это обусловлено тем, что базовые понятия и принципы, сформулированные в этих стандартах, в наибольшей мере соответствуют понятиям и принципам общего менеджмента.Универсальность методологии и требований стандарта ISO 9001 позволяют без особых трудностей на основе соответствующей его требованиям СМК привести ИСМ предприятия в соответствие с требованиями других стандартов, так какэтому способствует близость структуры и состава объектов стандартизации этих документов.
При внедрении системы менеджмента качества организация получает несомненные выгоды: